Наверняка в детстве каждый заглядывал в окна припаркованных автомобилей, чтобы посмотреть, какая самая большая цифра указана на спидометре. Считалось, что именно такую скорость автомобиль может набрать. А когда машина стоит, невозможно понять, что у нее не работает спидометр. Зато в пути эта неисправность становится весьма неприятным сюрпризом.

Принципы работы спидометра

Спидометр — это устройство, которое измеряет скорость автомобиля. Он помогает водителю следить за скоростным режимом и избегать штрафов. Сейчас есть три типа спидометров. Они отличаются способом получения данных о скорости автомобиля.

Механический

Это самый старый и простой тип спидометра, который часто встречается в автомобилях до 1990-х годов выпуска. Он соединен с коробкой передач тросом, который передает вращение стрелке на панели приборов. Работает все просто: трос крутится — магнит в приборе двигает алюминиевый диск — стрелка показывает скорость. Чем выше скорость, тем быстрее вращается трос и тем выше поднимается стрелка спидометра.

Такой спидометр не требует электроники. Но у него есть слабые места: прибор менее точный по сравнению с электронными, а трос со временем может порваться или заклинить.

Электромеханический

Гибридная система, где от механического прибора есть шестерня в КПП и приводной тросик. Но вместо магнита — индукционная катушка. Она создает ток при вращении тросика. Ток идет к механизму стрелки (как в амперметре). Стрелка двигается от силы тока. Точность выше, чем у чистой механики. Но тросик и шестерни все равно слабое звено.

Такой прибор стал устанавливаться на машины в 1990-х годах. Работает стабильнее механического, но вместо одной проблемы потенциальной получил две: помимо механической неисправности, может выйти из строя при сбое в электрике.

Электронный

Современный вариант, лишенный тросика и прямого соединения «КПП-приборная панель». Данные о скорости обрабатывает ЭБУ и передает их на спидометр. Берет он эти данные с двух мест:

  • С датчика скорости на КПП. Датчик установлен в коробке передач и вращается от дополнительной шестерни на дифференциале. Устаревшая схема, в настоящий момент замещенная единой системой на основе ABS.
  • С блока ABS. Антиблокировочная система считывает показания вращения колес и передает сигнал в ЭБУ двигателя и параллельно — на приборную панель.

Точность электронного спидометра выше, но и минусы есть — больше рисков сбоев из-за программных ошибок или обрыва проводки.

Почему не работает спидометр: основные причины

Когда спидометр перестает показывать скорость, иногда бывает нелегко понять, в чем именно проблема. Все поломки делятся на три группы: может сбоить механика, электрика или электроника. Рассмотрим основные случаи, с которыми чаще всего сталкиваются на практике.

Неисправность механической части

Если спидометр старый, то, скорее всего, он механический. И механические, и электромеханические спидометры часто ломаются из-за износа деталей. Это может быть:

  • износ шестеренок внутри спидометра или в коробке передач;
  • повреждение троса, который соединяет спидометр с коробкой передач;
  • проблемы с приводами внутри приборной панели, которые передают движение стрелке.

Бывает, что выходит из строя редуктор — это маленький механизм, который соединяет трос с коробкой передач. Если он износился, передача вращения прекращается, и стрелка спидометра замирает.

Отказ электрики

В электромеханических и электронных моделях многое зависит от проводки. Плохой контакт, окислившийся разъем или короткое замыкание могут нарушить подачу сигнала.

Провода здесь — слабое место. Они перетираются, окисляются или рвутся. Контакты в разъемах (фишках) покрываются грязью. Предохранитель приборной панели может перегореть. Особенно после короткого замыкания, когда пытались сделать ее тюнинг нестандартными лампами. Датчик скорости тоже выходит из строя. Он загрязняется или просто перестает работать от старости.

Сбой электроники

Редко, но случается и такое. Может быть сбой в ЭБУ, который считывает данные от датчика и отправляет их на приборку. Если ошибка в нем — скорость не показывается.

Или бывает сбой в цепи датчиков ABS или самого блока. Тогда спидометр не получает данные с колес и молчит.

Проблемы с приборной панелью

Иногда причина не в датчике и не в проводке. Бывает, что выходит из строя сама приборная панель. Например, сгорают микросхемы или перегорают дорожки на плате. В этом случае спидометр может зависать или показывать неверные данные. На старых машинах иногда трескаются дорожки платы приборной панели.

Также возможен банальный сбой прошивки. Некоторые панели просто теряют сигнал и перестают его отображать, хотя датчики работают исправно.

Ошибка при замене внешнего ШРУС

Эта проблема характерна для машин с электронным спидометром. Если при замене ошиблись с номером детали и установили ШРУС без кольца ABS или с отличающимся от оригинала числом зубьев, спидометр не будет работать или станет показывать что попало.

Как установить причину выхода из строя спидометра

Чтобы понять, почему спидометр не работает, нужно провести диагностику. Это можно сделать самостоятельно или в автосервисе. Но необязательно сразу ехать в сервис. Простые вещи можно проверить самостоятельно.

  • Проверьте предохранитель. Найдете его в блоке, а для этого смотрите инструкцию к авто. Если перегорел — замените. Но сначала узнайте, почему это произошло. Возможно, где-то коротит проводка.
  • Осмотрите датчик скорости. Он на коробке передач. Отсоедините разъем, почистите контакты от грязи WD-40 или щеткой. Проверьте, нет ли трещин на корпусе.
  • Проверьте проводку. Ищите перетертые, оборванные провода. Особенно у датчика и в местах перегибов. Прозвоните мультиметром цепь на обрыв.
  • Проверьте, не загорелась ли лампа ABS. Возможно, повредили датчик колеса, забыли его подключить после замены ШРУС или повредили провод при замене суппорта тормозных дисков.
  • Постучите по панели приборов. Старый, но рабочий метод. Легко постучите ладонью по «приборке». Если стрелка дернется — проблема в контактах на плате.
  • Осмотрите трос, если спидометр механический: нет ли повреждений.

У приборных панелей японских автомобилей конца 1990-х годов есть одна неприятная особенность: со временем отпадает пайка одной радиодетали — кварца. После этого перестает работать и спидометр, и одометр. Но обычно это не происходит одномоментно, а перед полным выходом из строя стрелка спидометра «прыгает».

Что делать, если не работает спидометр

Когда ясно, в чем причина, нужно определиться с ремонтом. Иногда достаточно мелкой замены. В других случаях — только замена приборной панели или электронного блока.

Механический и электромеханический

Если проблема в тросе — его меняют. Процедура несложная, но требует доступа к коробке передач. А еще приходится разбирать часть панели в салоне. Если износился редуктор — его тоже можно заменить. Редукторы отдельно продаются, но нужно знать точную модель КПП — лучше искать по VIN или Frame-номеру (если у вас старый праворульный японец).

Электронный

Для начала нужно подключаться к бортовому компьютеру и считать ошибки сканером OBD2. Подойдет даже простенький Bluetooth-сканер ELM. Ошибки P0500 или P0503 укажут на датчик скорости. После этого проверьте датчики ABS — осмотрите провода у каждого колеса.

Замерьте напряжение на датчике скорости. При включенном зажигании: один контакт в разъеме — «масса» (0 В), второй — «плюс» (12 В), третий — сигнальный (0.5–10 В).

Если параллельно на приборной панели загорелась лампочка неисправности ABS, то прочитайте сканером ошибки из блока. В расшифровке будет указано, на каком именно колесе не работает датчик — обычно это переднее левое колесо, но некоторые ЭБУ суммируют данные со всех ведущих колес. В большинстве случаев, когда работа ABS будет восстановлена, спидометр автоматически заработает. Но может потребоваться сброс ошибок — для этого нужен ELM-сканер.

Как отремонтировать спидометр

Когда ясно, что не работает именно спидометр в панели приборов, а не датчик или проводка — дело серьезнее. Сам спидометр в современных авто — это часть сложной платы с микросхемами и контактными дорожками. Чаще всего он выходит из строя из-за перегрева, влаги, перепадов напряжения или просто со временем.

В некоторых случаях помогает пайка. Иногда — только замена всей приборной панели. Вот как проходит ремонт спидометра.

  • Нужно снять накладки с торпедо, выкрутить крепления и отключить разъемы. Важно не повредить пластиковые элементы.
  • Панель разбирают, сначала проверяют питание — приходит ли ток на спидометр. Затем — ищут поврежденные дорожки, перегоревшие элементы, вздутые конденсаторы.
  • Иногда приходится менять резисторы, стабилизаторы, микросхемы или моторчик (если стрелка не двигается). Такие детали можно выпаять и заменить при наличии нужного опыта.
  • Отремонтированную панель устанавливают обратно в автомобиль. Подключают все разъемы, проверяют работу приборов. На этом этапе важно убедиться, что спидометр корректно реагирует на движение.
  • Если панель приборов сильно повреждена и восстановление невозможно — ее заменяют целиком. При этом новая панель должна быть привязана к ЭБУ. Это делают через специальное программное обеспечение. Без привязки панель может не работать или показывать ошибки.

Главное о том, почему не работает спидометр

Езда без спидометра запрещена, так как это может привести к нарушению скоростного режима. Если вы заметили проблему, не откладывайте ремонт. Чтобы быстрее разобраться в ситуации, сохраняйте список ключевых моментов:

  • есть три типа спидометров: механический, электромеханический, электронный;
  • механика выходит из строя из-за троса или редуктора;
  • электромеханика страдает от проводки и тросов;
  • электроника ломается из-за датчиков или не работает из-за неисправного ABS;
  • без проверки невозможно точно понять, что сломалось. Проверяются все элементы — от троса до платы панели;
  • если машина современная, подключают сканер для считывания ошибок;
  • если не уверены — обращайтесь к специалистам. Особенно это актуально для автомобилей с электронной панелью. Там ошибки могут быть программными, и без диагностики не обойтись.
К списку статей
Появился вопрос?
Связаться с нами

Позвонить

WhatsApp

Вконтакте

Это самый лучший способ получить быстрый ответ!
Обратный звонок
Мы используем cookie
Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на использование файлов куки и рекомендательных технологий.
Понятно